Меню

Календарь

<< < Ноябрь 2014 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Авторизация

Дорогие родители, очень надеемся, что материалы, размещенные на этой странице, помогут Вам, нам и нашим общим детям. Пожалуйста, прочтите их внимательно.

 

ПРОВЕДЕНИЕ ВСЕРОССИЙСКИХ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТНА ТЕРРИТОРИИКАЛИНИГРАДСКОЙ ОБЛАСТИВ 2015-2016 УЧЕБНОМ ГОДУ

Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в  МБОУ СОШ № 6

  С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли на новые Стандарты начального общего образования.

 Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373.

 В чем отличие новых стандартов от ныне действующих?

 Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

 В основу стандартов положен общественный договор — новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей), их солидарной ответственности за результат образования.

 Школьное образование обеспечивает переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному выбору последующей профессиональной деятельности, реальной самостоятельной жизни.

 Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должны соответствовать обновленные образовательные стандарты, включающие три группы требований: требования к структуре образовательных программ, требования к условиям реализации образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность) и требования к результатам их освоения.

 В Стандарте 2004 г. детально описывалось содержание образования темы, дидактические единицы. В Стандарте же 2009 г. содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам:

  •  личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, личностные качества и др.), 
  • метапредметные (умение учиться, универсальные способы учебных действий),
  • предметные умения (универсальные способы действий, преломляемые через специфику предмета, система базовых или опорных знаний, индивидуальный прогресс в отдельных направлениях)

 Требования к результатам должны включать не только знания, но и умения их применять. В число таких требований должны войти компетентности, связанные с идеей опережающего развития, все то, что понадобится школьникам и в дальнейшем образовании, и в будущей взрослой жизни. Результаты образования должны быть сформулированы отдельно для начальной, основной и старшей школы, учитывать специфику возрастного развития школьников. Достижение таких результатов в практике конкретных образовательных учреждений должно основываться на передовых достижениях отечественной психолого-педагогической науки.

 В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни, и разрабатывался новый образовательный стандарт. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД). Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

 Результат образования, прописанный в стандарте, дифференцированный. Базовый, обязательный уровень описан в блоке «Выпускник научится…». Поскольку в зависимости от возможностей, интересов и потребностей учащихся освоение ими образовательной программы может выходить за рамки базовых знаний (по глубине освоения, по широте охвата), определен также повышенный, по сравнению с базовым, уровень достижений, описанный в блоке планируемых результатов «Выпускник получит возможность научиться…». Таким образом, каждый ученик сам для себя выбирает уровень достижения результатов.

 Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

 Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.

 В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:

 любящий свой народ, свой край и свою Родину; 

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества; 
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; 
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; 
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; 
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; 
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

 «Здоровье это еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.

 В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. В условиях, когда объем информации удваивается, как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение. На уроках, во внеурочной деятельности основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Практическая направленность уроков, занятий позволит учителям создать условия для формирования у детей самостоятельности выбора действия, способа добывания информации, самоконтроля, адекватной самооценки, умения сотрудничать и т.д.

 Одним из новшеств стандартов второго поколения, которое будет замечено всеми участниками образовательного процесса, следует считать появление внеурочной деятельности в учебном плане школы. На нее отводится десять часов в неделю во второй половине дня, т.е. в среднем по два часа каждый день. Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования. Это часы учебного плана по выбору. Теперь у каждого ребенка совместно с родителями появится возможность выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку и т.д. В школе накоплен большой опыт предоставления ученикам возможности занятий по интересам в рамках дополнительного образования, поэтому это направление деятельности для нас не является новым, сложным. Наш опыт интеграции основного и дополнительного образования позволит эффективно, качественно организовать внеучебную деятельность школьников.

 Основная образовательная программа начального общего образования школы, с которой имеет возможность ознакомиться каждый из родителей обучающихся, определяет систему норм, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов. В образовательной программе прописан планируемый результат, система оценивания, учебный план, особенности организации учебного процесса, используемые технологии и др. Основная образовательная программа направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

 Как было сказано выше, в Стандарте второго поколения прописаны требования к условиям реализации Основной общеобразовательной программы начального общего образования. Наличие требований к условиям означает, что без них достижение результата невозможно. В стандарте описываются требования к информационному пространству (что является новым), к материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию, к кадровым, финансовым условиям.

 В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования, меняется и система оценивания достижений учащихся. Независимая экспертиза будет направлена на оценку результата образования при переходе четвероклассников на следующую ступень обучения. Учащиеся 4-х классов напишут итоговые работы по русскому языку и математике, а также комплексную работу на основе текста, которая позволит оценить сформированность универсальных учебных действий умения учиться. Особое место в новой системе оценивания уделено Портфолио. Теперь наличие портфолио становится обязательным требованием! Не будут подлежать оцениванию ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.), характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.), индивидуальные психологические характеристики выпускников начальной школы.

 Что позволяет нашей школе надеяться на успешное внедрение федерального государственного образовательного стандарта? Накопленный опыт интеграции основного и дополнительного образования, высокий уровень педагогического мастерства, имеющееся ресурсное обеспечение школы. Все это и много другое позволят создать условия для реализации Основной образовательной программы начального общего образования, прописанные в Федеральных государственных образовательных стандартах, которые в свою очередь выведут на качественно новый результат образования.

 ФГОС - родителям

Как подготовить ребенка к школе. Советы психолога.

Права и обязанности детей с точки зрения психолога

Н.О. Зиновьева

В этих заметках не будет полного перечня того, что должны делать дети младшего школьного возраста; вряд ли возможно перечислить все, что мы, взрослые, возлагаем на них. К тому же, в разных семьях совершенно по-разному относятся к вопросу прав и обязанностей детей. Например, в одной семье ребенку говорят: «У тебя одна обязанность – хорошо учиться» (такой подход может вызвать проблемы в плане воспитания у детей привычки к наведению и поддержанию порядка в доме). В другой семье тревожные и амбициозные родители пытаются разделить с ребенком его обязанность учиться, готовя вместе с ним домашние задания. На консультации, когда задаешь ребенку вопрос: «А какие у тебя есть обязанности по дому», часто следует ответ: «Когда мама просит, выношу мусорное ведро, или накрываю на стол, или подметаю», из чего следует, что постоянных обязанностей у него нет. Что касается прав детей, то обычно в семьях этот вопрос не поднимается, не обсуждается, да и вообще многие не понимают, что под этим подразумевать.

Вернемся пока к вопросу об обязанностях детей. Каждый ребенок, какого бы возраста он ни был, принимает как само собой разумеющееся, что вы для него готовите, убираете, стираете, моете его, укладываете спать и т.п. Нет ни одного ребенка, который бы отказался от привилегии быть членом семьи и ничего самому для семьи не делать, в том числе и обслуживать самого себя. На самом деле, дети младшего школьного возраста в состоянии брать на себя не только обязанность обеспечивать полностью свою личную гигиену, но и домашние обязанности, не говоря уже об обязанностях учебных. Как обычно вводятся эти обязанности в распорядок дня? Родители сообщают ребенку о тех правилах, которые приняты в семье, и кто за что отвечает. В отношении домашних обязанностей очень важно предоставить ребенку возможность выбора; затем уточнить, как часто и каким образом будут выполняться эти обязанности. Чем конкретнее и подробнее родители договорятся с детьми, тем больше шансов, что договоренности будут выполняться. Не ждите, что ребенок всегда будет выполнять свои обязательства. Если это связано с исключительными обстоятельствами, например, болезнью, родителям стоит отнестись к этому мягко и с пониманием. Однако будьте бдительны: исключения не должны стать нормой. Как только у ребенка выполнение своих обязанностей станет привычным, это даст ему ощущение спокойствия и безопасности, в которых мы все так нуждаемся. Это способствует повышению уверенности в себе и снижению внутренней тревожности.

Что касается прав детей, то, по мнению ряда психологов, они тесно связаны с правами родителей. Современные специалисты, говоря о так называемой «теории социального равенства», утверждают, что нынешние дети воспринимают себя равными родителям, точно так же заслуживающими уважения, внимания, права иметь свою собственную точку зрения и т.п. Подобные установки у детей связаны с тем, как общество через средства массовой информации «проповедует» демократическое сотрудничество между партиями, меньшинствами, мужчинами и женщинами и т.п. Что касается семьи, то ребенок постоянно наблюдает за тем, как родители, дедушки и бабушки дискутируют по разным вопросам и подсознательно делает для себя вывод: и мне тоже можно, я тоже имею право. Поэтому сегодня из всех имеющихся педагогических подходов к воспитанию приветствуется воспитание в духе сотрудничества, которое предполагает, что родители будут придерживаться принципов, описанных ниже, и этот подход даст возможность детям реализовывать свои права.

 Принципы воспитания через сотрудничество (по Г.Л. Ландрету)

  • Я – не всезнайка, поэтому я не буду пытаться быть им.
  • Я хочу, чтобы меня любили, поэтому я буду открытым для любви своих детей.
  • Я хочу больше принимать в себе ребенка, поэтому я с интересом и благодарностью позволю своим детям входить в мой мир.
  • Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства, поэтому я позволю детям учить меня.
  • Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий, поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребенка.
  • Иногда мне нужно убежище, поэтому я дам убежище своим детям.
  • Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле, поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.
  • Я делаю ошибки. Я человек и могу ошибаться, поэтому я буду терпеливым со своим ребенком.
  • Я реагирую эмоционально на мир собственной реальности, поэтому я постараюсь понять и войти в мир моего ребенка.
  • Приятно чувствовать себя главным и большим и знать ответы на все вопросы, поэтому мне понадобится много работать над тем, чтобы защитить от себя детей.
  • Я чувствую себя лучше всего, когда нахожусь в безопасности, поэтому я буду последователен и постараюсь дать такое же ощущение своим детям.
  • Я – единственный, кто может прожить мою жизнь, поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы всегда управлять жизнью своего ребенка.
  • Я научился почти всему, что я знаю, на собственном опыте, поэтому я позволю своим детям приобретать их собственный опыт.
  • Я черпаю надежду и любовь к жизни внутри себя, поэтому я буду признавать и поддерживать чувство собственного достоинства у своего ребенка.
  • Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарования и стрессы ребенка исчезли, поэтому я буду стараться смягчать удары.
  • Я сам чувствую страх, когда я беззащитен, поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру моего ребенка с добротой, лаской и нежностью.

 Завершая эти заметки о правах и обязанностях, хотелось бы перечислить основные права человека, которые поддерживают уверенность в себе (по C. Kelley):

       право быть одному;

       право быть независимым;

       право на то, чтобы быть успешным;

       право быть выслушанным и принятым всерьез;

       право получать то, за что платишь (в смысле и материальном, и моральном);

       право иметь права, например, право действовать в манере уверенного в себе человека;

       право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым и эгоистичным;

       право просить то, чего хочешь;

       право не быть напористым и уступать;

       право совершать ошибки и быть ответственным за них.

Дорогие родители, научите детей реализовывать свои права!

 

Для слабовидящих

Партнеры

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru